Возложение обязанностей главного бухгалтера на ген. директора
По действующему законодательству возможность возложения обязанностей главного бухгалтера на генерального директора компании может быть использована в нескольких случаях:
- когда в штате не предусмотрена должность главбуха;
- должность главного бухгалтера существует, но на время его отсутствия соответствующие функции переходят к руководителю организации. Он будет отвечать за учет и хранение всей документации бухучета.
Когда штатный бухгалтер срочно покидает занимаемую должность, руководитель компании обязан найти ему замену. Есть несколько вариантов решения данного вопроса:
- начальник может предложить исполнять роль бухгалтера другому сотруднику организации, имеющего опыт работы с документацией;
- воспользоваться услугами аутсорсинга — заключить соглашение со сторонней фирмой, которая будет осуществлять ведение бухучета;
- руководитель сам берет на себя обязанности по ведению бухучета. Такая практика широко распространена у небольших фирм и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по упрощенке.
Но существует и исключения из правил. При некоторых обстоятельствах руководитель организации не вправе лично заниматься бухучетом. Например, если это микрофинансовая организация, юридическое агентство, государственная структура или организация с обязательным аудитом. Это ограничение касается и тех фирм, где в роли руководителя выступает нерезидент страны.
Порядок передачи обязанностей
В обоих случаях возложение обязанностей оформляется приказом. Если компания только создана и руководитель назначается впервые, указать о передаче полномочий генерального бухгалтера можно непосредственно в приказе о назначении. При этом законом не устанавливается ограничения для принятия такого решения. Даже когда должность главбуха была предусмотрена в штатном расписании, но в связи с оптимизацией штата она убирается, руководитель вправе возложить бухгалтерские функции на себя.
Приказ о передаче обязанностей главного бухгалтера директору юрлица должен содержать:
- дату и место подписания;
- номер по порядку;
- название;
- причины принятия решения о возложении бухгалтерских функций на руководителя;
- ссылку на положения закона О бухгалтерском учете, согласно которым можно произвести данную операцию;
- ФИО и подпись руководителя компании. То есть гендиректор возлагает обязанности главного бухгалтера сам на себя.
- На приказе также ставиться печать организации и указывается дата, с которой бухгалтерские функции переходят к руководителю.
Важно, что возложения обязанностей главного бухгалтера на генерального директора, в соответствии со ст.7 федерального закона О бухгалтерском учете допускается только в организациях, которые:
— имеют право на ведение упрощенного бухучета;
— относятся к категории среднего предпринимательства, кроме жилищных кооперативов, МФО, адвокатских бюро, организаций государственного сектора и других субъектов, перечисленных в п.5 ст.6 названного закона.
Остальные юрлица обязаны нанять бухгалтера или, еще один вариант, заключить договор о бухгалтерском сопровождении со сторонней фирмой. ЦПУИмперия предоставляет такие услуги на профессиональной основе и выгодных для клиента условиях. Получить консультацию и узнать о сотрудничестве подробнее вы можете по адресу http://cpu-imperia.ru/buhgalter/.
Особенности совмещения функций руководителя и главбуха
Когда возложение обязанностей главного бухгалтера на генерального директора осуществляется без ввода в штатное расписание бухгалтерской должности, требуется только составление приказа. Руководитель в данном случае ведет бухучет в рамках собственной трудовой функции и не получает доплаты за это.
Если в штате предусмотрена должность главбуха, передача функций руководителю осуществляется в порядке совмещения. Согласно Трудовому кодексу, такое совмещение отличают следующие особенности:
— необходимость заключения дополнения к трудовому договору с генеральным директором, на основании которого издается приказ и в котором указываются сроки и причины возложения на лицо бухгалтерских функций;
— установление размера ежемесячной доплаты руководителю за совмещение должностей. Доплата назначается в связи с исполнением дополнительных функций и рассчитывается на усмотрение сторон трудового договора.
Практика совмещения должностей, как правило, используется, когда отсутствие главного бухгалтера имеет временный характер. К примеру, бухгалтер уходит в отпуск по уходу за ребенком, учебный отпуск или временно нетрудоспособен. С возвращением главбуха на рабочее место обстоятельства для выполнения его функций руководителем отпадают и совмещение автоматически прекращается. Для этого не нужно составлять и подписывать какие-либо дополнительные документы.
Запись в трудовой книжке генерального директора о том, что он постоянно или временно выполняет обязанности главного бухгалтера, не делается. Информация об этом не вносится также в личную карточку руководителя как работника компании.