ИМПЕРИЯ
Центр правовых услуг
По действующему законодательству возможность возложения обязанностей главного бухгалтера на генерального директора компании может быть использована в нескольких случаях:
Когда штатный бухгалтер срочно покидает занимаемую должность, руководитель компании обязан найти ему замену. Есть несколько вариантов решения данного вопроса:
Но существует и исключения из правил. При некоторых обстоятельствах руководитель организации не вправе лично заниматься бухучетом. Например, если это микрофинансовая организация, юридическое агентство, государственная структура или организация с обязательным аудитом. Это ограничение касается и тех фирм, где в роли руководителя выступает нерезидент страны.
В обоих случаях возложение обязанностей оформляется приказом. Если компания только создана и руководитель назначается впервые, указать о передаче полномочий генерального бухгалтера можно непосредственно в приказе о назначении. При этом законом не устанавливается ограничения для принятия такого решения. Даже когда должность главбуха была предусмотрена в штатном расписании, но в связи с оптимизацией штата она убирается, руководитель вправе возложить бухгалтерские функции на себя.
Важно, что возложения обязанностей главного бухгалтера на генерального директора, в соответствии со ст.7 федерального закона О бухгалтерском учете допускается только в организациях, которые:
— имеют право на ведение упрощенного бухучета;
— относятся к категории среднего предпринимательства, кроме жилищных кооперативов, МФО, адвокатских бюро, организаций государственного сектора и других субъектов, перечисленных в п.5 ст.6 названного закона.
Остальные юрлица обязаны нанять бухгалтера или, еще один вариант, заключить договор о бухгалтерском сопровождении со сторонней фирмой. ЦПУИмперия предоставляет такие услуги на профессиональной основе и выгодных для клиента условиях. Получить консультацию и узнать о сотрудничестве подробнее вы можете по адресу http://cpu-imperia.ru/buhgalter/.
Когда возложение обязанностей главного бухгалтера на генерального директора осуществляется без ввода в штатное расписание бухгалтерской должности, требуется только составление приказа. Руководитель в данном случае ведет бухучет в рамках собственной трудовой функции и не получает доплаты за это.
Если в штате предусмотрена должность главбуха, передача функций руководителю осуществляется в порядке совмещения. Согласно Трудовому кодексу, такое совмещение отличают следующие особенности:
— необходимость заключения дополнения к трудовому договору с генеральным директором, на основании которого издается приказ и в котором указываются сроки и причины возложения на лицо бухгалтерских функций;
— установление размера ежемесячной доплаты руководителю за совмещение должностей. Доплата назначается в связи с исполнением дополнительных функций и рассчитывается на усмотрение сторон трудового договора.
Практика совмещения должностей, как правило, используется, когда отсутствие главного бухгалтера имеет временный характер. К примеру, бухгалтер уходит в отпуск по уходу за ребенком, учебный отпуск или временно нетрудоспособен. С возвращением главбуха на рабочее место обстоятельства для выполнения его функций руководителем отпадают и совмещение автоматически прекращается. Для этого не нужно составлять и подписывать какие-либо дополнительные документы.
Запись в трудовой книжке генерального директора о том, что он постоянно или временно выполняет обязанности главного бухгалтера, не делается. Информация об этом не вносится также в личную карточку руководителя как работника компании.