Центр Правовых Услуг Империя

ИМПЕРИЯ

Центр правовых услуг

Россия, Москва, ул. Новослободская дом 26, стр. 1, подъезд 1, офис 357
+7 (499) 347-03-29
+7 (966) 037-38-38
Заказать звонок Онлайн заявка

Возложение обязанностей главного бухгалтера на ген. директора

По действующему законодательству возможность возложения обязанностей главного бухгалтера на генерального директора компании может быть использована в нескольких случаях:

  • когда в штате не предусмотрена должность главбуха;
  • должность главного бухгалтера существует, но на время его отсутствия соответствующие функции переходят к руководителю организации. Он будет отвечать за учет и хранение всей документации бухучета.

Когда штатный бухгалтер срочно покидает занимаемую должность, руководитель компании обязан найти ему замену. Есть несколько вариантов решения данного вопроса:

  • начальник может предложить исполнять роль бухгалтера другому сотруднику организации, имеющего опыт работы с документацией;
  • воспользоваться услугами аутсорсинга — заключить соглашение со сторонней фирмой, которая будет осуществлять ведение бухучета;
  • руководитель сам берет на себя обязанности по ведению бухучета. Такая практика широко распространена у небольших фирм и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по упрощенке.

Но существует и исключения из правил. При некоторых обстоятельствах руководитель организации не вправе лично заниматься бухучетом. Например, если это микрофинансовая организация, юридическое агентство, государственная структура или организация с обязательным аудитом. Это ограничение касается и тех фирм, где в роли руководителя выступает нерезидент страны.

Порядок передачи обязанностей

В обоих случаях возложение обязанностей оформляется приказом. Если компания только создана и руководитель назначается впервые, указать о передаче полномочий генерального бухгалтера можно непосредственно в приказе о назначении. При этом законом не устанавливается ограничения для принятия такого решения. Даже когда должность главбуха была предусмотрена в штатном расписании, но в связи с оптимизацией штата она убирается, руководитель вправе возложить бухгалтерские функции на себя.

Приказ о передаче обязанностей главного бухгалтера директору юрлица должен содержать:

  • дату и место подписания;
  • номер по порядку;
  • название;
  • причины принятия решения о возложении бухгалтерских функций на руководителя;
  • ссылку на положения закона О бухгалтерском учете, согласно которым можно произвести данную операцию;
  • ФИО и подпись руководителя компании. То есть гендиректор возлагает обязанности главного бухгалтера сам на себя.
  • На приказе также ставиться печать организации и указывается дата, с которой бухгалтерские функции переходят к руководителю.

Важно, что возложения обязанностей главного бухгалтера на генерального директора, в соответствии со ст.7 федерального закона О бухгалтерском учете допускается только в организациях, которые:

— имеют право на ведение упрощенного бухучета;

— относятся к категории среднего предпринимательства, кроме жилищных кооперативов, МФО, адвокатских бюро, организаций государственного сектора и других субъектов, перечисленных в п.5 ст.6 названного закона.

Остальные юрлица обязаны нанять бухгалтера или, еще один вариант, заключить договор о бухгалтерском сопровождении со сторонней фирмой. ЦПУИмперия предоставляет такие услуги на профессиональной основе и выгодных для клиента условиях. Получить консультацию и узнать о сотрудничестве подробнее вы можете по адресу http://cpu-imperia.ru/buhgalter/.

Особенности совмещения функций руководителя и главбуха

Когда возложение обязанностей главного бухгалтера на генерального директора осуществляется без ввода в штатное расписание бухгалтерской должности, требуется только составление приказа. Руководитель в данном случае ведет бухучет в рамках собственной трудовой функции и не получает доплаты за это.

Если в штате предусмотрена должность главбуха, передача функций руководителю осуществляется в порядке совмещения. Согласно Трудовому кодексу, такое совмещение отличают следующие особенности:

— необходимость заключения дополнения к трудовому договору с генеральным директором, на основании которого издается приказ и в котором указываются сроки и причины возложения на лицо бухгалтерских функций;

— установление размера ежемесячной доплаты руководителю за совмещение должностей. Доплата назначается в связи с исполнением дополнительных функций и рассчитывается на усмотрение сторон трудового договора.

Практика совмещения должностей, как правило, используется, когда отсутствие главного бухгалтера имеет временный характер. К примеру, бухгалтер уходит в отпуск по уходу за ребенком, учебный отпуск или временно нетрудоспособен. С возвращением главбуха на рабочее место обстоятельства для выполнения его функций руководителем отпадают и совмещение автоматически прекращается. Для этого не нужно составлять и подписывать какие-либо дополнительные документы.

Запись в трудовой книжке генерального директора о том, что он постоянно или временно выполняет обязанности главного бухгалтера, не делается. Информация об этом не вносится также в личную карточку руководителя как работника компании.